Вы впервые на нашей страничке? Познакомиться с программой "Сто Дней" можно здесь.
Весь мир - театр,
В нем женщины,мужчины - все актеры.
У них есть свои выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
(Шекспир)
Привожу отрывок из
книги К. С. Станиславского
"Работа актера над собой":
- Вы не можете
себе представить, каким злом для
творческого процесса являются мышечная
судорога и телесные зажимы. Когда они
создаются в голосовом органе, люди с
прекрасным от рождения звуком начинают
сипеть, хрипеть или доходят до потери
способности говорить. Когда зажим
утверждается в ногах, актер ходит точно
паралитик; когда зажим в руках – руки
коченеют, превращаются в палки и
поднимаются точно шлагбаумы. Такие же
зажимы, со всеми их последствиями, бывают
в спинном хребте, в шее, в плечах. Они в
каждом случае по-своему уродуют артиста
и мешают ему играть. Но хуже всего, когда
зажим утверждается в лице и искривляет
его, парализует или заставляет каменеть
мимику. Тогда глаза выпучиваются,
судорога мышц придает неприятное
выражение лицу, не соответствующее тому
чувству, какое переживает артист. Зажим
может появиться в диафрагме и в других
мышцах, участвующих в процессе дыхания,
нарушить правильность этого процесса
и вызвать одышку. Все эти условия не
могут не отзываться вредно на переживании,
на внешнем воплощении этого переживания
и на общем самочувствии артиста.
- Хотите убедиться,
как физическое напряжение парализует
всю нашу деятельность, активность, как
напряжение мышц связывает психическую
жизнь человека? Давайте проделаем опыт:
вон там, на сцене, стоит рояль, попробуйте
поднять его.
Ученики с сильным
физическим напряжением поочередно
приподнимали угол тяжелого рояля.
-
Помножьте скорее, пока держите
рояль, 37 на 9! – приказывал Торцов ученику.
– Не можете? Ну так вспомните все магазины
по нашей улице, начиная с угла переулка.
И этого не можете? Ну пропойте каватину
из «Фауста». Не выходит? Попробуйте
ощутить вкус солянки с почками или
вспомните ощущение при прикосновении
к шелковому плюшу или запах гари.
Для того чтобы
исполнить задания Торцова, ученик
опустил угол рояля, который с великим
напряжением держал на весу, и, передохнув
на мгновение, вспомнил все вопросы,
осознал их и стал поочередно на них
отвечать, вызывая в себе те ощущения,
какие от него требовались.
- Таким образом,
– подвел итог Торцов, – чтобы ответить
на мои вопросы, вам понадобилось опустить
тяжелый рояль, ослабить мышцы и только
после этого отдаться воспоминаниям. Не
показывает ли это, что мускульное
напряжение мешает внутренней работе и
тем более переживанию? Пока существует
физическое напряжение, не может быть
речи о правильном, тонком чувствовании
и о нормальной душевной жизни роли.
Поэтому, прежде чем начать творить, надо
привести в порядок мышцы, чтобы они не
сковывали свободы действия.
конец цитаты
Комментариев нет:
Отправить комментарий